Обзор Лейблов

Пионерами в промышленном производстве одежды хип-хоп стиля в начале 80-х годов были не крупные корпорации, а независимые дизайнеры, которые начали производить и продавать небольшие партии одежды в стиле хип-хоп. Многие из них даже не были дизайнерами - простые ребята, мечтавшие создавать удобную одежду для своих сверстников. Яркий пример тому - Derrick Murray, основатель ныне хорошо известной фирмы "ARME", девиз которой "welcome to the hood" ("добро пожаловать в капюшон"). Он начинал с футболок, которые изготавливал лично на кухне в конце 80-х.

В 1982 году французский дизайнер Пьер Хорше продемонстрировал свою первую коллекцию в Ливерпуле. С 1992 года он является совладельцем хорошо известной в Юго-Восточной Азии компании "PIONEER", имеющей производственные площади во Франции, Турции, Индии и Пакистане. В США первая коллекция молодёжной одежды под девизом "одежда должна быть удовольствием" была выпущена в 1984 году модельером Томми Хилфигером. В 1985 году соотечественники Пьера Хорше - Мило и Жак Рева основали свою компанию "JNCO", специализировавшуюся на выпуске джинсовой одежды. В 1990 году они выпустили свои знаменитые джинсы-"трубы" - "джинсы, которые вы спокойно можете надеть через голову".

Время расцвета стиля wide-urban наступило в начале 90-х. В 1991 году Dae Won Khym создал компанию "SOUTHPOLE" и разработал стиль bubble-urban, подаривший миру дутые куртки и штаны. Годом позднее, в 1992 году была основана ныне знаменитая на весь мир фирма "PHAT FARM", её основателем был Russell Simmons. В 1993 году некий Marc Ecko начал свой путь на вершины славы с шести футболок с изображением граффити. Сейчас его компания "ECKO" входит в шестёрку наиболее известных хип-хоп-лейблов одежды. Другая фирма, входящая в эту шестёрку, - прославленная "FUBU" ("For Us By Us"). Её создал в 1993 году Daymond John из Нью-Йорка, который подарил миру первые рэпперские кепки и панамки.

В конце 90-х стали появляться фирмы, полностью специализировавшиеся на выпуске урбанистической одежды и акссесуаров. Одну из них - ныне широко известную компанию "AKADEMIKS", создали братья Donwan и Emmett Harrell, ранее работавшие дизайнерами в фирмах "PHAT FARM" и "NIKE". Это была одна из первых попыткок создать полноценную урбанистическую культуру, в частности, спецодежду для скейтеров. Основатели другого известного лейбла "Marithe + Francois GIRBAUD" - Marithe и Francois Girbaud ещё в 60-х годах имели джинсовую компанию и первыми начали выпускать окрашенные джинсы, а в 1997 году переориентировались на стиль urban. Именно ими были придуманы скрытые молнии и накладные карманы "карго". По их стопам пошла и итальянская компания "AZZURE" ("голубое небо"), основанная в 1999 году и выпускающая урбанистическую одежду для улиц. Тогда же появляются и знаменитые рэпперские лейблы "SEAN JOHN" (лейбл рэппера Sean Combs, основан в 1998 году) и "ROCAWEAR" (лейбл рэппера Jay-Z, основан в 1999 году).

В завершение упомянем ведущие фирмы, выпускающие спортивную обувь. 1) "ADIDAS" - торговая марка основана в Германии в 1948 году Адольфом Дасслером. Её символом и зарегистрированным товарным знаком стали "три полоски", расцвет начался в конце 80-х годов. 2) "PUMA" - торговая фирма основана и зарегистрирована в Германии в 1948 году Рудольфом Дасслером, братом Адольфа, главный конкурент "ADIDAS". 3) "NIKE" - основана в США Билом Бауэрманом и Филом Найтом в 1972 году. Специализировалась на кроссовках. В 1988 году провела наиболее удачную свою кампанию "Just Do It". 4) "REEBOK" - создана Джозефом и Джефри Фостер в 1958 году в Великобритании, затем перебрались в США. Переводится как "быстроногая антилопа". 5) "SPRANDI" - марку основал в России в 1995 году выходец из Гонконга Дайнеш Шахани (1965 г.р.). Заводы расположены, в основном, на территории Китая. 6) "VANS" - фирму создал Пол Ван Дорен из Калифорнии в 1966 году. Производила обувь "под клиента". Ныне - известная маркетинговая компания, исследующая молодёжный рынок.